Реализация проекта "Компьютер для школьника" в 2012-2013 учебном году.
1.Выступление на августовской конференции по теме: «Создание в школе современной образовательной среды на основе модели электронного обучения «1 ученик – 1 компьютер».
Заместитель директора по ИОП Нестерова М.А.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Задача школы в том, чтобы подготовить обучающихся к переходу в информационное общество, развить в каждом из них ИКТ-компетентность. Информационно-коммуникационные технологии сегодня являются необходимым инструментом реализации этой компетентности и необходимым инструментом ее формирования.
В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
- развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные компетенции.
Проект «Компьютер для школьника, осуществляемый Некоммерческим благотворительным Фондом «Вольное дело», позволяет решать эти задачи. В рамках Проекта учащимся и учителям создаются условия для использования самых современных информационных и образовательных технологий в повседневном учебном процессе.
Обучающиеся, их родители, учителя, благодаря Проекту, имеют возможность приобрести уникальный опыт использования современных технологий в процессе обучения. Проект позволяет повысить мотивацию обучающихся, качество преподавания и обучения. В школе появляется возможность сделать урок более практико-ориентированным и интересным для детей. Учеба становится более индивидуальной для каждого ученика.
Целью проекта является повышение качества образования через создание в школе современной образовательной среды на основе модели электронного обучения «1 ученик – 1 компьютер».
Задачи проекта:
- апробировать в школе материально-технические и методические возможности, предоставленные фондом «Вольное Дело» в рамках проекта «Компьютер для школьника», с целью создания современной образовательной среды для ученика и учителя;
- повысить мотивацию обучающихся;
- максимально использовать в образовательном процессе дифференцированный подход;
- создать благоприятные условия для эффективной работы с одаренными детьми, формирования у них умений экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности, для дистанционного обучения;
- создать условия для более эффективной работы по формированию УУД на всех ступенях обучения;
- обобщить, передать передовой практический опыт учителей школы по использованию модели «Один ученик – один компьютер на уровне РХ и РФ;
- привлекать родителей обучающихся к решению проблем школы, города, оказывать им необходимую консультационную помощь в рамках осуществляемого проекта;
- обеспечить условия для постоянного профессионального роста педагогов;
Наша школа с января 2012 года активно включилась в реализацию проекта «Компьютер для школьника». На данный момент в школе:
Создан школьный информационный совет (ШИС) по реализации проекта (координатор проекта – директор Новоселова Н.А., руководитель проекта – зам. директора по ИОП Нестерова М.А., члены совета- зам.директора по УВР Корешкова Е.И., Безкорсая Л.Г., зам.директора по ВР –Нейвирт О.Н., Патрикеева Т.И., психолог Чепрасова И.И., соц.педагог – Тагирова Н.А., руководители ШМО (школьные методические объединения), председатель Управляющего Совета школы Епишина Н.И.
- Проведен мониторинг состояния дел в ОУ, который заключался в :
- анкетирование (готовность педагогического коллектива к работе в новых условиях (психологическая, профессиональная));
- посещение уроков, оценка созданных педагогами ЭОР (ИКТ-компетентность педагогов, владение современными технологиями обучения)
- Проведен мониторинг состояния материально-технического обеспечения ОУ (в том числе компьютерного).
- Изучается опыт работы учителей школ РФ, вступивших в проект(Школа № 26 г.Москва, школа п.Жирикен);
- Учителя школы приняли участие в обучающем семинаре в г. Москве «Инновационные педагогические технологии в образовательных программах Фонда «Вольное дело», а также с помощью сети Интернет и плановой курсовой подготовки.
- Определены задачи работы педколлектива в новых условиях,
- Разработана целевая программа реализации проекта «Компьютер для школьника».
- Получено на хранение 134 коробок с 670 нетбуками
- Подписан Меморандума о сотрудничестве между Некоммерческим Фондом «Вольное дело» (Джаманбаев М.Б), ЗАО «УК Союзметаллресурс» (Красовский П.Р.), Администрацией муниципального образования г. Сорск (Жуков А.А.).
- Проведено собрание педагогического коллектива «Сорской СОШ №3» «Проект «Компьютер для школьника и возможности его реализации в школе».
- Проведено общешкольное родительское собрание «Проект «Компьютер для школьника и его реализация в Сорской СОШ №3»
- Прошло заседание педагогического совета «Изучение системы анализа урока по системе Г.И. Скворцовой. Утверждение целевой Программы «Компьютер для школьника»
- Прошли семинары:
- «Системно – деятельностный подход как основа ФГОС Нового поколения»;
- «Изменения в рабочих программах по предметам всвязи с вступлением в проект «Компьютер для школьников»;
- Установлены договорные отношения с партнерами: Сорский ГОК, частные предприниматели, муниципальное учреждение здравоохранения «Сорская городская больница»; ООО «Ростелеком»
- Разработана Программа экспериментальной площадки ГАОУ РХ ДПО ХакИРО и ПК:
- Прошли дополнительное повышение квалификации 20 педагогов школы по программе «Компьютерная и техническая грамота»;
- Установлено 18 металлических сейфов во все учебные кабинеты школы и девять деревянных сейфов в кабинеты начальных классов;
- Модернизирована электропроводка;
- Поставлены сетевые фильтры для зарядки нетбуков;
Постоянно в школе:
- Проводятся заседания рабочей группы по анализу ситуации, корректировке плана реализации целевой программы, подведению промежуточных итогов
На данный момент решается вопрос с установкой сервера; поставке приобретенного индивидуального компьютерного оборудования для учителей; а также сетевого оборудования, лицензионного программного обеспечения индивидуального использования, образовательного контента
Таким образом, создание в школе современной образовательной среды на основе модели электронного обучения «1 ученик – 1 компьютер» должно привести к следующем результатам.
- В школе будет создана современная образовательная среда: каждый обучающийся получит персональный нетбук, учитель – автоматизированное рабочее место и современный образовательный контент. В результате использования новых информационных ресурсов и технологий качество знаний обучающихся вырастет с 31% до 35%.
- Повысится мотивация обучающихся к изучению всех предметов. Следствием этого станет увеличение числа учеников, принимающих участие в различных творческих конкурсах, проектах, олимпиадах высокого уровня
(не менее 1% обучающихся).
- Учитель получит возможность следить за процессом обучения каждого ребенка. Осуществляя дифференцированный подход, производить мгновенную коррекцию, направлять квалифицированную помощь, предъявлять различные требования к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования. Домашние задания дети смогут выбрать и выполнить в соответствии со своими интересами и склонностями, в том числе творческие и исследовательские. Результатом станет создание банка ЦОР разноуровневых заданий по всем предметам.
- В школе будут созданы благоприятные условия для углубленного преподавания предметов, интеллектуального развития одаренных детей: постоянный доступ каждого ученика к компьютеру и Интернету создаст ситуацию интерактивного и благоприятного для ученика обучения, развития навыков исследовательской деятельности. Возрастет роль внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ (научное общество учащихся). Результатом этого станет участие не менее 1% обучающихся в научно-практических конференциях высокого уровня, не менее 5% - обучающихся дистанционно;
- Среда электронного обучения обеспечит системно – деятельностный подход в преподавании, что позволит повысить уровень сформированности УУД у большинства обучающихся. Вследствие этого процент поступления выпускников
11 классов в ВУЗы вырастет до 85%, прием в профильные 10 классы – до 60%.
- Школа станет республиканской экспериментальной площадкой по реализации проекта «Компьютер для школьника». Дни открытых дверей, заседания круглых столов, методические семинары, конференции, тренинги, видеоконференции, открытые уроки в режиме он-лайн, открытые дни в рамках сетевого общения станут частью практического опыта учителей школы по использованию модели «Один ученик – один компьютер».
- Будут созданы условия для систематического роста профессионального мастерства педагогов: курсовая подготовка, участие в обучающих семинарах, проводимых на уровне ОУ, республики, школ – участниц проекта, в профессиональных конкурсах, обобщение опыта на различных уровнях, участие в телеконференциях, он-лайн общение, совместные проекты с другими школами, проведение открытых уроков и их анализ по методике Г.И.Скворцовой.(презентация)
2. Реализация программы «Школа нового поколения» в МБОУ «Сорская СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов»
Отчёт предоставила: Тахтаракова В.А
№ | Название мероприятия или форма отчётности | Дата | Результат |
1 | Августовское совещание учителей города
| 29.08. | Мультимедийный отчёт – презентация «Байкальский экологический лагерь «Сердце Байкала - 2012» и участие в ней обучающихся 8-9 классов в рамках школьной программы «Работа с одарёнными детьми» |
2 | Отчёт о проделанной работе и предоставление информации: - на сайт школы; - на социальный сайт работников образования; - в газету ООО «Сорский ГОК»; - на другие источники. | в течение года | 30.08. - Отчёт – презентация предоставлена на сайт школы и в заметку в газету «ООО «Сорский ГОК» |
3 | Открытие занятий кружка «Проектная игровая деятельность» Руководитель – Тахтаракова В.А. | с 03.09. | Сформирована инициативная группа учащихся 6-9 классов для участия в мероприятиях, проводимых в рамках программы «Школа нового поколения» и для участия в отработке моделей длительных образовательных игр. |
4 | Пресс-конференция по итогам поездки девяти учащихся школы из 8А и 9А классов на озеро Байкал для участия в длительной образовательной политико-образовательной игре «Сердце Байкала – 2012» | 10.09. | Ребята рассказали много интересного, показали слайд-шоу и ответили на многочисленные вопросы всех интересующихся. |
5 | Совещание при директоре | 14.09 | Назначен руководитель игр в школе –Тахтаракова В.А. Выбрана тема, поставлены цели и задачи первой пробной длительной образовательной игры; сформирован коллектив учителей – предметников; утверждена форма игры - «Путешествие по станциям»; утверждены первые участники ДОИ - параллель учащихся шестых классов. |
6 | Совещание учителей-предметников (примечание: перерыв в работе на две недели обусловлен моим отсутствием на курсах повышения квалификации «Работа учителя математики в условиях перехода на ФГОС» в городе Омске) | 01.10. | Обсуждена подготовительная ступень ДОИ: утверждён формат, контекст, календарное планирование игры. Определено название игры - «Древняя Греция» |
7 | Совещание учителей-предметников | 08.10. | Обсуждена основная ступень ДОИ «Древняя Греция»: определены тематические линии, разработаны случаи учебных ситуаций, маршрутный лист, место проведения и необходимый реквизит, практико-ориентированная деятельность учащихся на станциях. |
8 | Налаживание связей с окружением школы для их вовлечения к участию в ДОИ. | 09.10. | Появление новой станции - «Библиотечная». Ответственный: заведующая Городской библиотекой Егорова Галина Юрьевна. |
9 | В рамках программы «Школа нового поколения»: подготовка к участию в Международном фестивале-конкурсе «Экологический фольклор народов мира», который проводит МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Ангарска под патронажем и в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования». Участвуют учащиеся четырёх возрастных групп. Конкурсная программа составлена по 10 номинациям.
| 15.10.- 14.11 | Школа приняла участие в четырёх заочных и двух очных конкурсах из десяти (в том числе привлечён педагог из школы №1) 1.На заочный литературный конкурс отправлено шесть работ учащихся (руководитель: учитель русского языка и литературы Терских Л.Ю.). 2.На заочный конкурс методических разработок отправлено пять работ (СОШ №3 - Тахтаракова В.А., Анпилогова Л.А., Патрикеева Т.И., Животягина Н.М., СОШ №1 - Юрченко И.А.) 3. На заочный конкурс «Экологические задачи» отправлена одна работа (Тахтаракова В.А.) 4. На заочный конкурс рисунков о природе подготовлено семь работ учащихся (руководители: Ненаших Ю.Ю., Постоногова Г.В., Тахтаракова В.А.) 5. На очный конкурс «Театрализация» подготовлена литературная композиция: (руководитель Анпилогова Л.А.: отрывок из эпической поэмы «Алтын Чюс», сказка «Два брата», презентация о Хакасии)
6.На очный конкурс «Этнокостюм» подготовлено две работы (руководитель Тахтаракова В.А.)
|
10 | Поездка на Международный фестиваль-конкурс «Экологический фольклор народов мира» в город Ангарск, Иркутская область.
| 14.11-21.11. | Руководитель делегации Тахтаракова В.А.: - организовала участие педагогов города и школы в фестивале-конкурсе; - сопровождает шесть учащихся 6А, 8А кл. для участия в очных конкурсах «Этнокостюм» и «Театрализация»; - обеспечивает заботу о сохранении жизни, здоровья и полноценного отдыха учащихся школы; - доставляет рисунки учащихся школы –участников заочного конкурса рисунков о природе (по договорённости с координатором фестиваля-конкурса); - обеспечивает участие делегации в длительной образовательной игре в школе № 40 г.Иркутска. |
11 | Результаты поездки и участия в фестивале- конкурсе |
|
|
12 | Длительная образовательная игра «Древняя Греция» | 31.11. |
|
13 | Запуск длительной образовательной эколого - этнографической игры «Это интересно: делать своими руками и узнавать новое!»
| с 03.12. | Проект разработан и отправлен на заочный конкурс методических разработок в рамках Международного фестиваля-конкурса «Экологический фольклор народов мира»в г.Ангарск /автор : Тахтаракова В.А./ |