Родителям первоклассников
В новом 2012-2013 учебном году начальная школа ждет своих первоклассников. Обучение будет вестись по УМК «Перспектива». Этот учебно- методический комплект стал одним из самых интересных и значимых проектов издательства «Просвещение», предвестником новых, продиктованных временем принципов и стандартов обучения, основанных на всестороннем физическом, психическом, культурном и социальном развитии личности ребенка, сохранении его индивидуальности, воспитании нравственности.
Все учебники «Перспективы» содержат вводный раздел, который помогает ребенку перейти от предшкольного этапа к успешному обучению в начальной школе. В комплекте «Перспектива» все предметы представлены в их взаимосвязи и единстве. Изучение каждого из предметов, помимо получения знаний, умений, навыков, позволяет освоить универсальные учебные действия, формирование которых в начальной школе создает надежную основу для самообучения и самообразования в средней школе.
Новый УМК открывает новые возможности для интеграции познавательного и личностного развития ребенка. В систему обучения включены такие общие базовые понятия, как «культура», «познание», «общение», «творчество». Важнейшая составляющая «Перспективы» — развитие чувства прекрасного, понимания эстетической ценности изучаемых объектов и событий. Переживание учеником красоты, гармонии, единства с миром и природой составляет не менее значимую цель, чем способность писать и считать без ошибок.
Особенности содержания и методов обучения по каждому из предметов раскрываются во вступительных статьях, где очерчен предметный круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за 4 года обучения. В учебники, кроме содержания, отражающего специфику предмета, включены информационные блоки, посвященные обобщению и интеграции знаний, их применению на практике.
Необходимое условие успешности реализации УМК «Перспектива» — индивидуальный подход к каждому ученику. Поэтому учебники содержат задания разной степени сложности, а форма заданий позволяет «оживить» познавательную деятельность, поощряет любознательность и инициативу. Кроме того, каждый из учебных предметов снабжен системой упражнений, способствующих развитию как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции, формированию нравственно-ценностного мировоззрения. Вся система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества.
Обучение в УМК «Перспектива» строится по диалектическому принципу, когда первоначальное введение и упоминание новых понятий и идей, представленных в наглядно-образной форме или в форме проблемных ситуаций, предшествует их реальному освоению. Дети на каждом уроке приоткрывают для себя будущее учение, заглядывают вперед, предвосхищая новые знания.
И, конечно же, большое внимание в учебниках и учебных пособиях «Перспективы» уделяется образности изложения учебного материала, а также красоте и яркости оформления, несущего на себе обучающую и развивающую функции.
Памятка для родителей первоклассников
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей, а адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка. Изменяется весь уклад жизни, теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе. Изменяется и социальное окружение, появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа предъявляет новые правила и обязанности, которые порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениям. К этим нормам нужно адаптироваться и большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей, но тем не менее, родителям следует помнить, что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.
Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.
Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени; Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;
· Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других;
· Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка;
· Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;
· Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми;
· Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;
· Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку;
· Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно;
· Оценивайте только поступки, а не самого ребенка;
· Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка;
· Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
· Признавайте права ребенка на ошибки. Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе;
· Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;
· Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним;
· Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние;
· Учтите, что даже совсем большие дети (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения. Следите за тем, чтобы ребенок рано ложился спать. Для этого возраста самое подходящее время отхода ко сну 21.00. – 21.30.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.